В настоящее время на рынке представлено множество самых разных покрытий, которые называют ‘венецианской штукатуркой’. Профессионалы же называют ‘венецианской штукатуркой’ только те покрытия, которые как по составу материала, так и по технике нанесения максимально приближены к оригиналу.
Несколько веков назад люди не знали, что такое полимеры. Поэтому в состав той штукатурки, что была разработана в Венеции эпохи Ренессанса, входила мраморная пыль, растительные красители и вода. Сейчас продуктов, имеющих в своем составе чисто минеральные компоненты, нет — они все имеют в своём составе тот или иной процент акрилового связующего. Поэтому «венецианскими штукатурками» сейчас называют покрытия как с преобладающим количеством известкового связующего, так и на основе чисто акрилового связующего. Отличить их по виду практически невозможно. Есть даже мнение, что синтетические «венецианские штукатурки» более технологичны, а после нанесения образуют более эластичное (трещиностойкое) покрытие.
Традиционно покрытие выполняется в одном цвете, хотя возможно и создание многоцветного покрытия. Понятие «венецианская штукатурка» предполагает наряду с высококачественными материалами особую технологию нанесения — «припрессовывание» один к другому вручную множества (до 7) тончайших слоев материала. Эта технология включает в себя операции заглаживания, «железнения» и полировки специальным шпателем каждого слоя. Процесс создания качественного покрытия чрезвычайно ответственен и трудоёмок. Достаточно сказать, что заглаживание каждого слоя происходит с приложением настолько значительных усилий мастера, что шпатель и стена разогреваются.
Готовое покрытие имеет толщину до 3…5 мм и при этом обладает высокой паропроницаемостью (является «дышащим»), что создаёт в помещении климатический комфорт.
Покрытие имеет минимальный блеск. Его можно усилить, подвергнув покрытие операции вощения (шлифования с воском). Для этого используется мягкое сукно и воск (натуральный или синтетический, прозрачный или цветной, матовый или глянцевый). Вощение придаёт покрытию дополнительную влагостойкость. Известно множество примеров успешного применения «венецианки» для отделки стен в ванных комнатах и бассейнах.
«Венецианка» является достаточно твёрдым покрытием. Причём со временем оно становится ещё твёрже.
Стена, отделанная «венецианкой», как будто «светится» изнутри, т.е. на матовой и очень глубокой основе покрытия видны светящиеся блики. Это «свечение», называемое также «феноменом глубины света», является следствием нанесения многих полупрозрачных слоёв — чем их больше, тем более выражен эффект. Эффект «свечения» получается благодаря игре отражённых лучей, проникающих в толщу покрытия и отражающихся на разных глубинах в зависимости от угла падения. Именно этот эффект делает «венецианскую штукатурку» чрезвычайно похожей на полированный мрамор.
«Венецианская штукатурка» — прочное и долговечное покрытие, но только на качественно подготовленном основании. Оно менее эластично, чем другие декоративные покрытия, поэтому к подготовке основания предъявляются повышенные требования. В частности, основание желательно армировать специальной сеткой и использовать эластичные шпатлёвки.При недостаточно качественной подготовке основания на поверхности могут появиться трещины, которые практически не подлежат ремонту. Вообще ремонт и реставрация «венецианской штукатурки» сложный и трудоёмкий процесс.
Наносить «венецианскую штукатурку» на стену обязательно должен специалист, имеющий специальную подготовку и опыт работы. В настоящее время в России уже создана своя школа мастерства.
Классическая «венецианская штукатурка» — очень дорогое элитное покрытие, 80% стоимости которого — это работа.
Венецианская штукатурка позволяет современным художникам и дизайнерам работать в технике фрески, создавать декоративные панно — подлинные произведения искусства. Роспись делается по влажному последнему (до нанесения воска) слою специальными пигментами, предназначенными для колеровки материала. Пигмент проникает во все ранее нанесенные слои, после чего никогда не стирается, не выгорает и приобретает все свойства покрытия.
Патины
Покрытия, называемые в каталогах поставщиков «патинами», так же, как и «венецианская штукатурка», имитируют рисунок мрамора, но являются более простыми в применении. Для их нанесения требуется меньше физических усилий, но не меньше навыков. Они чаще всего наносятся валиком или кистью в два слоя на подготовленное основание. Один из слоёв покрытия — база или грунт, а второй — собственно патина. И базу, и патину можно колеровать, если такая возможность предусмотрена у производителя и поставщика. Для создания более насыщенного рисунка патину наносят несколькими слоями.
Следует отметить, что «патины» могут имитировать не только мрамор, но и другие материалы, например, дерево, старый камень, и др.
Имеются также другие краски, наносимые валиком или пистолетом, которые хотя и не являются патинами, но тоже в той или иной мере имитируют мрамор, в том числе «состаренный». Возникает вопрос: если разными способами можно имитировать один и тот же материал, не следует ли выбрать более дешевый? Увы, возможности покрытий — дизайнерские, эксплуатационные, к сожалению, различны. Желание заказчика должно сопоставляться с материальными возможностями, опытом дизайнера, рекомендациями продавца.